наверх
Заказать обратный звонок

МЕНЮ

8-800-2000-230
 
  Газовое
оборудование
    Резервуары
и технологическое оборудование
   Котельное
оборудование
    Проектирование
и строительство
 
 
 
 

Новости

Как выбрать бытовой котёл

Преимущества автономного отопления очевидны: минимальная стоимость топлива, доступная цена оборудования, простота монтажа и высокая энергоэффективность. Однако перед тем как делать выбор необходимо ознакомиться с их основными характеристиками.
12 Марта 2024 г.

Проектирование и изготовление тепловых пунктов ИТП

Теплораспределительный или тепловой пункт - это комплекс оборудования и контрольно-измерительных приборов, предназначенный для распределения тепла, поступающего от внешней тепловой сети (котельных или ТЭЦ), между системам отопления, горячего водоснабжения или вентиляции промышленных и жилых объектов, коттеджей, офисов, гаражей или других строений с учетом установленных параметров.
13 Февраля 2024 г.

Как установить газовый котел в квартире?

Если вы решили установить индивидуальное отопление в квартире, вам предстоит хождение по инстанциям. Вот последовательность действий, которые необходимо выполнить:
19 Декабря 2023 г.

Статьи

Автономное отопление дома. Современные отопительные системы

Автономное отопление становится все более популярнее и практичнее, причем размышления об отоплении и горячем водоснабжении актуальны не только в зимний период, когда, собственно, отопление и требуется, но и летом.
05 Февраля 2024 г.

Тепловые пункты

Устройство, принцип работы, оборудование и виды тепловых пунктов для обеспечения потребителей тепловой энергией
05 Февраля 2022 г.

Крышные котельные: плюсы и минусы.

В настоящее время, решая вопрос теплопункта, заказчики все чаще останавливают свой выбор на крышной котельной, мотивируя это их высокой эффективностью.
01 Ноября 2021 г.

ГОСТы и СНиПы

ГОСТ 30735-2001 Котлы отопительные водогрейные теплопроизводительностью от 0,1 до 4,0 МВт. Общие технические условия


17 Августа 2016 г.

ГОСТ 27590-2005 Подогреватели кожухотрубные водо-водяные систем теплоснабжения. Общие технические условия


24 Июня 2016 г.

ГОСТ 31840-2012 Насосы погружные и агрегаты насосные. Требования безопасности


06 Июня 2016 г.

Фотогалерея

Поставка ПГБ-13-2Н-У1

Поставка ПГБ-13-2Н-У1


13 Марта 2024 г.

Отгрузка в Узбекистан

Отгрузка в Узбекистан


09 Декабря 2023 г.

Отгрузка ПГБ-13-24-У1 в город Владимир

Отгрузка ПГБ-13-24-У1 в город Владимир


05 Ноября 2023 г.

 

Версия для печати

Партнерство во имя тепла

фото котельной

Взаимодействие частного бизнеса и власти в сфере теплоэнергетики позволяет привлекать инвестиции в обновление инфраструктуры и повышать эффективность.

11 ноября 2009 года Государственная дума РФ приняла Федеральный закон №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Закон вступил в силу 27 ноября 2009 года. В соответствии с ним региональные органы государственной власти должны провести ряд мероприятий по оптимизации процесса поставки и потребления энергоресурсов. Важным пунктом реализации документа является замена изношенных теплосетей и модернизация (замена) устаревших котельных.

Механизм государственночастного партнерства при замене устаревших котельных и тепломагистралей

Одним из вариантов решения поставленной задачи является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для осуществления общественно значимых проектов и программ. ГЧП может быть реализовано в самых разных отраслях, однако чаще всего связано с инфраструктурными проектами. Инициатором подобного сотрудничества может выступать как частный инвестор, располагающий достаточными средствами, так и органы государственной власти.

Частные инвестиции применяются органами государственной власти для модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе замены устаревших котельных и тепломагистралей. При такой схеме взаимодействия частный инвестор за счет собственных средств поставляет и монтирует современную котельную. Местные власти, со своей стороны, проводят замену тепломагистралей и подводящих сетей (газ, водоснабжение, электроэнергия), сбор и подготовку всей необходимой информации (гидравлические расчеты тепловых сетей, геодезические и геологические изыскания) и документации (в том числе выделение и оформление земли, требующейся для установки котельной).

Для муниципалитетов такая форма государственно-частного партнерства выгодна по ряду причин:

  • Создание необходимых населению объектов без дополнительной нагрузки на бюджет
  • Комплексная замена устаревшего и изношенного оборудования в форсированные сроки
  • Уход от дотаций сферы ЖКХ
  • Гарантированно высокое качество работ (так как инвестор берет на себя обязательства по проектированию, строительству и длительной эксплуатации объекта)
  • Стабилизация процесса теплоподачи
  • Сокращение издержек на производство и транспортировку тепловой энергии
  • Подача горячей воды потребителям вне зависимости от времени года
  • Повышение уровня экологической безопасности
  • Создание необходимых резервов генерирующих мощностей, которые обеспечивают возможность подключения новых объектов

С частными инвесторами заключаются государственные контракты на создание эффективного источника теплоснабжения, предусматривающие поэтапный возврат вложенных средств путем сохранения действующих тарифов на определенный период при уменьшении себестоимости. По сути, такое партнерство для частного бизнеса – инвестиционный проект с расчетом на среднесрочную окупаемость.

Инвестиции в объекты теплоснабжения стабильны и надежны, так как тепловая энергия является для жителей России товаром первой необходимости. Срок окупаемости в среднем составляет семь-восемь лет. Вместе с тем при модернизации крупных объектов с большим объемом производства он оказывается несколько ниже – пять-семь лет. Замена же небольших котельных менее рентабельна: чтобы вернуть вложенные средства, потребуется 10-12 лет.

Основной риск для инвестора –возможность повышения отпускных цен на продукцию естественных монополий (электричество и газ), в то время как для населения рост тарифов ограничен. С 1 июля 2013 года по разным регионам РФ повышение тарифов на тепловую энергию для населения составило в среднем  12%. В первом полугодии 2014 года тарифы останутся неизменными, а с 1 июля, согласно планам ФСТ, их предельный рост составит в среднем 4,2%: тарифы для населения рассчитываются по формуле «инфляция минус» с понижающим коэффициентом 0,7.

Работа по реализации подобных проектов состоит из нескольких этапов. Вначале проходит сбор исходных данных (от их точности и достоверности зависят эффективность работы нового оборудования и последующая рентабельность всего проекта для инвестора). На втором этапе происходят проектирование и сбор документации (исходно-разрешительной, предпроектной, проектной), а также ряд согласований. Данный этап занимает до 80% времени от общей длительности проекта. После этого инвестор приступает к монтажу котельной, а муниципальные власти – к реконструкции коммуникаций.

Вот несколько примеров модернизации объектов ЖКХ в российских регионах.

Челябинская область

Реализацию проектов государственно-частного партнерства в сфере модернизации систем теплоснабжения администрация Челябинской области начала относительно недавно. К сожалению, до настоящего момента, несмотря на солидные объемы финансирования, они не приобрели статус областной программы.

Основными инвесторами – участниками проектов в области стали ООО «ТЭСиС» и компания «Урал Энерго Девелопмент», первой запустившая в 2011 году пилотный проект в городе Бакале Саткинского района, согласно которому центральная городская котельная должна была замениться четырьмя локальными.

Такое решение было принято руководством области совместно с инвестором с целью сокращения издержек на производство и транспортировку тепловой энергии. Это объясняется тем, что в ряде случа ев функционирующие сейчас котельные имеют большой процент износа, вырабатывают тепловой энергии в разы больше, чем нужно, находятся на большом удалении от конечного потребителя. Все эти факторы негативно сказываются на стоимости тепловой энергии для клиентов и идут в разрез с Законом об энергосбережении.

Расчетная стоимость проекта для инвестора составила 311,7 млн рублей. В данном случае инвестор вложил в реализацию проекта помимо собственных также заемные средства. По проекту в г. Бакале в период с 2012 по 2013 год было установлено четыре высокоэффективных блочномодульных котельных мощностью 22 МВт, 23 МВт, 1,18 МВт и 12,6 МВт. Ежегодная экономия бюджетных средств, по предварительным оценкам, должна составить порядка 90 млн рублей в год (население Бакала – 21,4 тыс. человек).

При этом, согласно разработанному бизнес-плану, энергоэффективность проекта в расчетном периоде будет составлять:

  • по показателю экономии энергии на единицу продукции (ESU) 41,4%
  • по показателю доходности инвестиций с учетом экономии энергии (ESROI) 22,5%

Что касается сотрудничества по ГЧП областной администрации и компании «ТЭСиС», то, согласно данным, предоставленным УЖКХ администрации Челябинска, оно развивалось следующим образом:

Период реализации, гг. Государственные инвестиции, млн руб. Привлеченные инвестиции, млн руб. Всего инвестиций, млн руб. Соотношение государственных и привлеченных инвестиций, %
2011 11,8 21 32,8 36/64
2012-2013 100 58 158 63,3/36,7
2014.* 90-95 90-95 180-190 50/50

* Запланировано

Мощности, реконструированные за весь период с участием данного инвестора, составили почти 58 МВт. Суммарный же показатель по всем реконструированным и вновь введенным объектам с привлечением частных средств достиг 116,67 МВт!

фото блочно-модульной котельной

Блочно-модульная котельная мощностью 10 МВт в п. Федоровка Челябинской обл.

В роли подрядчика по изготовлению, поставке и монтажу оборудования в рамках реализуемых в Челябинской области проектов ГЧП выступила группа компаний «Газовик». В частности, был реализован контракт на поставку и монтаж котельной мощностью 10 МВт в поселке-микрорайоне Федоровка Советского района г. Челябинска. Ведутся предпроектные работы по замене ТКУ мощностью 8,5МВт, 3,77МВт и 3,0МВт в различных населенных пунктах Челябинской области.

Саратовская область

Пилотный проект в сфере модернизации систем теплоснабжения был осуществлен также в г. Энгельсе Саратовской области. За два года (с 2011 по 2013 год) по энергосервисному контракту между «ЭГТС» и холдингом «КАСКАД», в рамках государственночастного партнерства, было построено и реконструировано около 30 модульных котельных. Они заменили центральные тепловые пункты, возведенные с 1950 по 1970 год. На объектах была внедрена комплексная автоматизированная система контроля, управления и учета энергоресурсов. Все данные передаются в диспетчерский пункт через GSM-модем.

В Саратовской области, по данным регионального Министерства энергетики и коммунального хозяйства, износ систем коммунальной энергетики региона еще в 2004 году превысил 50%. Износ коммунальных котельных составлял на тот момент 53%, тепловых сетей – 47%, ЦТП – более 30%. С выходом Закона об энергосбережении замена устаревшего оборудования для муниципальных органов государственной власти стала задачей первоочередной важности. Министр строительства и ЖКХ Саратовской области Сергей Канчер озвучил следующие цифры: на модернизацию коммунальной инфраструктуры области, по предварительным оценкам, требуется порядке 50 млрд рублей.

Такая сумма, даже с привлечением средств из федерального бюджета, для региона является неподъемной. Для сравнения: в 2011 году в бюджете области на реализацию целевой программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности было предусмотрено 66,19 млн рублей. Еще 70 млн запрашивалось в качестве субсидий у Российского энергетического агентства.

Один из крупнейших поставщиков тепловой энергии в Саратовской области – ОАО «Волжская ТГК». Только в 2005 году в ее ведение было передано 120 центральных тепловых пунктов и 173 муниципальные котельные. Установочная мощность всех станций, обслуживаемых «Волжской ТГК» в Саратовской области, превышает 1500 МВт.

Таким образом, становятся очевидными широкие перспективы для развития государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ в Саратовской области при замене устаревших котельных и тепломагистралей.

Опыт Санкт-Петербурга

фото

Один из наиболее успешных проектов государственно-частного партнерства в сфере теплоэнергетики был предпринят в Северной столице ООО «Петербургтеплоэнерго». В рамках договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО «Газпром» компания начиная с 2004 года реализует комплексные проекты реконструкции систем теплоснабжения городских районов.

Пилотным проектом стала программа реконструкции в Петроградском районе. До начала работ теплоснабжение осуществлялось 114 котельными. Состояние их, а также тепловых сетей было неудовлетворительным. Срок эксплуатации 75% котельных и половины теплотрасс превышал 40 лет. Износ сетей составлял 71%, КПД оборудования – не более 60 %. Количество аварийных остановок котельных и сетей приближалось к тысяче за отопительный сезон. Температура в квартирах зимой опускалась до 12-14°С, что вынуждало жителей отапливаться горелками газовых плит и электрическими приборами. Средняя себестоимость производства тепловой энергии в районе была в полтора раза выше, чем в других филиалах ГУП «ТЭК СПб».

Чтобы исправить положение, потребовалась полная реконструкция системы теплоснабжения с принципиально новыми техническими решениями. В рамках проекта был выработан следующий формат государственно-частного партнерства. ООО «Петербургтеплоэнерго» получает в долгосрочную аренду объекты теплоснабжения, принадлежащие городу. Инвестор – ОАО «Газпром» вкладывает средства в их модернизацию, что предполагает строительство или реконструкцию источников тепла, замену тепловых сетей. В свою очередь, городские и районные власти обеспечивают обновление внутридомовой инженерной инфраструктуры. Законом Санкт-Петербурга был утвержден порядок возврата средств инвестору посредством бюджетных субсидий в течение 8 или 12 лет. Новые котельные и сети остались в собственности города, а «Петербургтеплоэнерго» арендовало их, обеспечивая доходность за счет эксплуатации самой современной и энергоэффективной системы теплоснабжения.

В 2008 году проект в Петроградском районе был завершен, объем инвестиций составил 5,74 млрд рублей. За 5 лет построена 91 современная котельная с общей мощностью 794,09 МВт, что на 36% больше, чем до реконструкции, проложено 226,3 км новых тепловых сетей. Технические решения, использованные в ходе реконструкции, в значительной степени предвосхитили принятый позже 261-й Федеральный закон. Неслучайно в 2010 году проект был удостоен премии правительства РФ в сфере науки и техники.

Все котельные полностью автоматизированы и не нуждаются в постоянном присутствии персонала. Оборудование имеет максимально высокий КПД – 92-93%. Применение частотного регулирования электрических двигателей позволило существенно снизить электропотребление. Установлено погодозависимое регулирование температуры теплоносителя. Современные трубопроводы из сшитого полиэтилена с тепловой изоляцией, нанесенной в заводских условиях, дало возможность снизить тепловые потери в 2,4 раза. Аварийность на сетях была сведена к нулю.

Одной из особенностей реконструкции стало внедрение четырехтрубной схемы снабжения потребителей горячей водой взамен традиционной открытой схемы, что позволило обеспечить беспрерывную подачу горячей воды потребителям в летний период и значительно повысить ее качество.

Ключевой показатель энергоэффективности – расход условного топлива на выработку тепловой энергии. Новые котельные «Петербургтеплоэнерго» в 2010 году для выработки 1 Гкал в среднем расходовали 155,1 кг топлива. Для сравнения: до реконструкции на угольных котельных этот показатель составлял 244 кг, на мазутных котельных – 190 кг.

По оценке администрации Петроградского района, суммарный экономический эффект модернизации системы теплоснабжения Петроградского района Санкт-Петербурга за период выполнения работы с 2004 по 2008 год составил более 31,6 млрд рублей. При этом обеспечена безубыточная текущая эксплуатационная деятельность головной организации исполнителя. Начиная с 2007 года аналогичные проекты реконструкции были реализованы «Петербургтеплоэнерго» в Курортном (объем инвестиций – 6,197 млрд рублей) и Петродворцовом районах (объем инвестиций – 5,212 млрд рублей). Таким образом, становятся очевидными широкие перспективы для развития государственночастного партнерства в сфере ЖКХ при замене устаревших котельных и тепломагистралей как в Челябинской и Саратовской областях, так и в тех субъектах России, в которых власть сможет привлечь к сотрудничеству профильных инвесторов и обеспечить как софинансирование данных проектов на этапе строительства, так и гарантии частных инвестиций в современное теплоснабжение.

Статья опубликована в журнале "Газ России" в №4, 2013 г.

03 Декабря 2013 г.